НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ
Данная группа навязчивых состояний весьма разнообразна и касается навязчивостей в двигательной и психической сферах. А в детском возрасте наиболее часто встречаются навязчивые тики и различные гримасы.
В школьном и раннем школьном возрасте тики могут быть как простыми (наморщивание носа, подергивание щеки, пожимание плечами, вращение головой и т. п.), так и сложными, необычными (выворачивание пальцев, кисти, руки, вращение плечами и др.); в ряде случаев они носят характер автоматизированных движений типа похлопывания, пощипывания или поглаживания различных участков тела, пощелкивания пальцами, подергивания за волосы или накручивания их на палец, обтирания лица рукой и т.п. Все они имеют следующие отличительные особенности: непреодолимое желание совершить то или иное движение («тягостная неотвязность» по Г. Е. Сухаревой, 1959), чувство дискомфорта и эмоционального напряжения при задержке этих движений. По словам одного ребенка, «их трудно перетерпеть, они так и лезут, а сделаешь — и легче». Простые навязчивые движения носят название «навязчивые тики», которые следует отличать от тиков другого происхождения (см. раздел «Системные неврозы»).
Нередко навязчивые движения носят характер ритуалов — символических действий или защитных явлений, чтобы обезопасить себя от навязчивых страхов. Например, при навязчивом страхе заразиться и заболеть больной часто моет руки, потрях:ивает ими. При страхе посещения школы вследствие невыученных уроков ребенок иногда совершает ряд предотвращающих действий, чтобы его не спрашивали: он может своеобразно надеть ранец, обойти вокруг стола, повернет голову и сплюнет вправо, а затем влево; записывает на листке бумаги
магические слова или цифры, подчеркивает отдельные буквы, прикасается к определенным предметам и т. п. Характер защитных ритуалов может быть очень сложным и разнообразным. Все это указывает на единство навязчивых действий, когда первое порождает второе как своеобразную болезненную психологическую защиту.
К навязчивым движениям можно отнести и некоторые патологические привычки детского возраста, например кусание ногтей, сосание пальцев, выдергивание волос, если они воспринимаются ребенком как чуждые, лишние и вредные привычки, от которых он делает попытки избавиться. Однако навязчивый характер таких привычек установить очень трудно, так как они в основном наблюдаются у детей раннего возраста, поэтому отнесены в группу системных
неврозов. .
Навязчивости в психической сфере еще более полиморфны, чем навязчивые движения. Это могут быть навязчивые влечения, мысли, сомнения, опасения, припоминания, патологические привычки и ряд других действий, которых бесчисленное множество (описано около 400 видов навязчивостей).
Навязчивые влечения проявляются желанием совершить какие-либо опасные действия по отношению к себе (спрыгнуть с балкона, перебежать дорогу перед надвигающимся транспортом и т.п.), или другим (толкнуть кого-то под машину, ударить палкой или острым предметом впереди идущего, в том числе родителей, и т.п.). Ребенок осознает невыполнимость такого поступка и никогда его не совершит, но подобная мысль преследует его постоянно.
Иногда простые и безобидные влечения могут стать причиной больших неприятностей, например, желание заглянуть в чужую сумку, кошелек, ящик стола, потрогать чужие предметы и т.п. Ребенка могут уличить в воровстве, хотя его влечет непреодолимое желание только посмотреть. Сюда можно отнести чтение слов наоборот, особенно вывесок, лозунгов, названий улиц и др.
Навязчивые сомнения— назойливая неуверенность в правильности выполненных действий. Например, выключены ли свет,,газ, закрыта ли квартира. При таком сомнении все проверяется по много раз, даже возвращаются с улицы, чтобы еще раз убедиться. .
Возможны навязчивые опасения — неуверенность в правильности выполнения обычных действий, например, не растеряется ли при ответе на уроках, сумеет ли найти туалет на улице; если захочется помочиться, хотя в прошлом серьезных неприятностей по этому поводу не было.
Навязчивые припоминания — не обусловленное необходимостью желание вспомнить имена старых знакомых, героев книг и кино-фильмов, номера телефонов, время свершения каких-либо событий. Навязчивый характер могут иметь и различные привычки, к примеру, покусывание или облизывание губ, поглаживание бровей или прически, частое сплевывание, если выполнение их сопровождается чувством облегчения и желанием повторить снова.
Установить конкретную причину каждой навязчивости трудно и порой практически невозможно, особенно у детей, так как они не всегда в состоянии правильно понимать взаимосвязь различных событий. Однако анализ навязчивостей у подростков и взрослых, в том числе у медицинских работников, показал, что практически в каждом случае имеет место конкретная причина (вернее, провоцирующий фактор) с учетом доболезненного развития данного человека
Невроз навязчивых состояний носит длительный характер, при этом навязчивые страхи менее продолжительны, чем навязчивые действия. Первые могут возникнуть лишь периодически, особенно после психотравмирующих межличностных и внутри душевных конфликтов, навязчивые действия нередко бывают постоянными, периодически то усиливаясь, то ослабевая.
Если имеется сочетание взаимосвязанных навязчивых страхов и навязчивых действий, то исчезновение первых приводит к уменьшению или прекращению вторых.
Длительно существующие навязчивые состояния вызывают эмоционально-поведенческие расстройства в виде повышенной утомляемости, слабости, робости и нерешительности, неуверенности в своих силах и чувства собственной неполноценности. Это особенно выражено при наличии тревожно-мнительного преморбитного фона и способствует дизадаптации ребенка в коллективе.
В заключение необходимо отметить, что наличие небольшой периодически возникающей навязчивости — это еще не болезнь (в данном случае невроз). У здорового человека, особенно во время усталости, может наступить навязчивое состояние в виде, например, навязчивой мелодии, она повторяется редко. Если же навязчивость возникла и долго не исчезает, лишь ослабевая и усиливаясь, то необходимо обратиться к врачу — неврологу или психиатру!