На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

навязчивые действия у детей.

НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ   У ДЕТЕЙ

Данная группа навязчивых состояний весьма разнообразна и касается навязчивостей в двигательной и психической сферах. А в детском возрасте наиболее часто встречаются навязчивые тики и различные гримасы.

В школьном и раннем школьном возрасте тики могут быть как простыми (наморщивание носа, подергивание щеки, пожимание плечами, вращение головой и т.п.), так и сложными, необычны­ми (выворачивание пальцев, кисти, руки, вращение плечами и др.); в ряде случаев они носят характер автоматизированных движений типа похлопывания, пощипывания или поглаживания различных участков тела, пощелкивания пальцами, подергива­ния за волосы или накручивания их на палец, обтирания лица рукой и т.п. Все они имеют следующие отличительные особен­ности: непреодолимое желание совершить то или иное движе­ние («тягостная неотвязность» по Г. Е. Сухаревой, 1959), чув­ство дискомфорта и эмоционального напряжения при задержке этих движений. По словам одного ребенка, «их трудно перетер­петь, они так и лезут, а сделаешь — и легче». Простые навязчи­вые движения носят название «навязчивые тики», которые сле­дует отличать от тиков другого происхождения (см. раздел «Си­стемные неврозы»).

Нередко навязчивые движения носят характер ритуалов — сим­волических действий или защитных явлений, чтобы обезопасить себя от навязчивых страхов. Например, при навязчивом страхе заразиться и заболеть больной часто моет руки, потрях:ивает ими. При страхе по­сещения школы вследствие невыученных уроков ребенок иногда со­вершает ряд предотвращающих действий, чтобы его не спрашивали: он может своеобразно надеть ранец, обойти вокруг стола, повернет голову и сплюнет вправо, а затем влево; записывает на листке бумаги

магические слова или цифры, подчеркивает отдельные буквы, прика­сается к определенным предметам и т.п. Характер защитных ритуалов может быть очень сложным и разнообразным. Все это указывает на единство навязчивых действий, когда первое порождает второе как своеобразную болезненную психологическую защиту.

К навязчивым движениям можно отнести и некоторые патоло­гические привычки детского возраста, например кусание ногтей, сосание пальцев, выдергивание волос, если они воспринимаются ребенком как чуждые, лишние и вредные привычки, от которых он делает попытки избавиться. Однако навязчивый характер таких при­вычек установить очень трудно, так как они в основном наблюдают­ся у детей раннего возраста, поэтому отнесены в группу системных

неврозов.                                        .

Навязчивости в психической сфере еще более полиморфны, чем навязчивые движения. Это могут быть навязчивые влечения, мысли, сомнения, опасения, припоминания, патологические при­вычки и ряд других действий, которых бесчисленное множество (описано около 400 видов навязчивостей).

Навязчивые влечения проявляются желанием совершить ка­кие-либо опасные действия по отношению к себе (спрыгнуть с балкона, перебежать дорогу перед надвигающимся транспортом и т.п.), или другим (толкнуть кого-то под машину, ударить палкой или острым предметом впереди идущего, в том числе родителей, и т.п.). Ребенок осознает невыполнимость такого поступка и ни­когда его не совершит, но подобная мысль преследует его посто­янно.

Иногда простые и безобидные влечения могут стать причиной больших неприятностей, например, желание заглянуть в чужую сум­ку, кошелек, ящик стола, потрогать чужие предметы и т.п. Ребенка могут уличить в воровстве, хотя его влечет непреодолимое жела­ние только посмотреть. Сюда можно отнести чтение слов наобо­рот, особенно вывесок, лозунгов, названий улиц и др.

Навязчивые сомнения— назойливая неуверенность в правиль­ности выполненных действий. Например, выключены ли свет,,газ, закрыта ли квартира. При таком сомнении все проверяется по мно­го раз, даже возвращаются с улицы, чтобы еще раз убедиться. .

Возможны навязчивые опасения — неуверенность в правиль­ности выполнения обычных действий, например, не растеряется ли при ответе на уроках, сумеет ли найти туалет на улице; если захочется помочиться, хотя в прошлом серьезных неприятностей по этому поводу не было.

Навязчивые припоминания — не обусловленное необходимос­тью желание вспомнить имена старых знакомых, героев книг и кино-фильмов, номера телефонов, время свершения каких-либо собы­тий. Навязчивый характер могут иметь и различные привычки, к при­меру, покусывание или облизывание губ, поглаживание бровей или прически, частое сплевывание, если выполнение их сопровождает­ся чувством облегчения и желанием повторить снова.

Установить конкретную причину каждой навязчивости трудно и порой практически невозможно, особенно у детей, так как они не всегда в состоянии правильно понимать взаимосвязь различ­ных событий. Однако анализ навязчивостей у подростков и взрос­лых, в том числе у медицинских работников, показал, что практи­чески в каждом случае имеет место конкретная причина (вернее, провоцирующий фактор) с учетом доболезненного развития дан­ного человека

Невроз навязчивых состояний носит длительный характер, при этом навязчивые страхи менее продолжительны, чем навязчивые действия. Первые могут возникнуть лишь периодически, особенно после психотравмирующих межличностных и внутри душевных кон­фликтов, навязчивые действия нередко бывают постоянными, пе­риодически то усиливаясь, то ослабевая.

Если имеется сочетание взаимосвязанных навязчивых страхов и навязчивых действий, то исчезновение первых приводит к умень­шению или прекращению вторых.

 Длительно существующие навязчивые состояния вызывают эмо­ционально-поведенческие расстройства в виде повышенной утом­ляемости, слабости, робости и нерешительности, неуверенности в своих силах и чувства собственной неполноценности. Это особен­но выражено при наличии тревожно-мнительного преморбитного фона и способствует дизадаптации ребенка в коллективе.

В заключение необходимо отметить, что наличие небольшой периодически возникающей навязчивости — это еще не болезнь (в данном случае невроз). У здорового человека, особенно во вре­мя усталости, может наступить навязчивое состояние в виде, на­пример, навязчивой мелодии, она повторяется редко. Если же на­вязчивость возникла и долго не исчезает, лишь ослабевая и усилива­ясь, то необходимо обратиться к врачу — неврологу или психиатру!

Картина дня

наверх